Укажите Ваши контакты

Обязательная маркировка пива и пивных напитков

9 сентября 2020 года на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства глава Минпромторга Денис Мантуров предложил начать эксперимент по цифровой маркировке пива. Основная цель проекта — защита прав потребителей.

В каждой товарной группе, которая предлагается к маркировке, обязательно проводится эксперимент. Его цель — тестирование бизнес-процессов и выработка наиболее оптимальных решений как для производителей, так и других участников товаропроводящей цепи.

Учет спиртного будет проводиться по схеме, которая применяется для других категорий товаров. Учетная система будет охватывать импортеров и пивоваров из России. Для контроля будет использован 2D штрих-код DataMatrix. В обычном (линейном) штрих-коде информация зашифрована только по горизонтали. Луч сканера идет вдоль этикетки. Но 2D штрих-коды шифруют информацию и по горизонтали, и по вертикали. Линейным сканером нельзя распознать зашифрованные данные. Многим магазинам понадобится покупать 2D сканеры.

Сотрудники магазина должны будут сканировать этикетки при приемке. Если это не сделать, могут возникнуть сложности с претензиями к поставщику. При приемке допустимо сканировать штрих-коды с оптовых упаковок. Обмен накладными будет проводиться в электронном виде. На кассе будет нужно сканировать марки каждой банки или бутылки, чтобы добавлять позиции в чек.

Когда именно начнется маркировка пива в России?

Эксперимент по маркированию пива, вероятно, будет начат весной 2021 года. Точной даты начала проекта пока нет на сайте «Честный ЗНАК». Неизвестно, в каком году будет запущена маркировка алкогольной продукции. Но развитие в этом направлении стало государственным приоритетом.
Маркировка стартовала с пива, потому что его подделывают чаще всего. В магазинах остается еще много контрафакта и фальсификата, несмотря на ЕГАИС. Маркировка позволит отслеживать маршрут каждой банки и бутылки. В системе будет сохраняться каждый этап логистической цепи.
Отсканировав штрих-код с этикетки, покупатель получит информацию о продукте. В системе будут храниться данные о производителе или импортере, состав и другие характеристики. Обнаружив неточности в описании, покупатели смогут подавать жалобы через приложение «Честный ЗНАК».

Как действовать?

Производитель обязан:

  • описывать товары в КМТ (каталоге маркированных товаров);
  • наносить код, полученный от ЦРПТ на каждую товарную единицу;
  • передавать поставщикам только промаркированные товары;
  • направлять информацию по каждому промаркированному товару в информационную систему маркировки и мониторинга оборота фототоваров;
  • указывать коды в документации при отгрузке продукции.

Поставщик обязан:

  • проверять каждую товарную партию на наличие необходимой маркировки;
  • проверять соответствие кодов на продукции кодам в документах;
  • описывать товары в КМТ при перемаркировке и заниматься описанием остатков продукции в КМТ;
  • запрашивать коды маркировки из системы при описании остатков и перемаркировке;
  • отправлять в информационную систему сведения об изменении владельца товара;
  • передавать в розницу только промаркированные товары;
  • указывать коды в документации при отгрузке продукции.

Розничный магазин обязан:

  • проверять каждую товарную партию на наличие необходимой маркировки;
  • проверять соответствие кодов на продукции кодам в документах;
  • описывать товары в КМТ при перемаркировке и заниматься описанием остатков продукции в КМТ; 
  • запрашивать коды маркировки из системы при описании остатков и перемаркировке;
  • отправлять в информационную систему сведения об изменении владельца товара;
  • отправлять в информационную систему сведения о выводе товара из оборота после его реализации;
  • списывать коды реализованной продукции.

Производитель

Производитель наносит цифровой код на товар

Логистика

Весь путь товара фиксируется на каждом этапе

Магазин

В магазине сканируют код товара и размещают его на полке

Касса

Товар продали на кассе в системе «код вышел из оборота»

Потребитель

Вся информация о товаре в мобильном приложении


Штрафы

Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом РФ об административных правонарушениях. А именно:

  • штраф в размере 100 000 – 300 000 рублей для компаний;
  • штраф в размере 20 000 – 30 000 рублей для ИП.

Если нанесен вред потребителю, штраф при этом увеличивается в три раза. Также предусмотрен штраф за отсутствие маркировки,а сам товар без маркировки будет конфискован. Ответственность за отсутствие маркировки устанавливается статьей 171.1 Уголовного кодекса РФ.

Противоправные действия, которые связаны с товарами без маркировки:

  • изготовление такой продукции;
  • закупка товара, на котором нет никаких обозначений;
  • хранение;
  • транспортировка.

Подорожает ли пиво и пивные напитки из-за маркировки?

Для добросовестных поставщиков маркировка – это дополнительная доля рынка, рост выручки и сокращение издержек. Поэтому стоимость пива и пивных напитков снизится до 10%.

Уникальный цифровой код DataMatrix

На товары будут наноситься универсальные цифровые 2D штрих-коды DataMatrix. Data Matrix код делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует оператор с помощью отечественных технологий криптографии. DataMatrix невозможно подделать - цифровой код защищен криптографическими алгоритмами. В коде содержится информация о товарном знаке, стране-производителе, материалах изготовления, наименовании и адресе предприятия-изготовителя, условиях эксплуатации, дате изготовления, основных свойствах и характеристиках товара. При приобретении товара потребителем шифр не используется повторно и навсегда исключается из оборота. Более того, код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.

Изображение взято с сайта https://честныйзнак.рф


В ассортименте ЦШК «Гексагон» есть все, что нужно для самостоятельной печати этикеток и бирок: красящая лента (риббоны) всех типов (WAX, RESIN, RESIN для текстиля, WAX/RESIN), принтеры начального и промышленного класса от ведущих мировых производителей.